Опубликован: 25.04.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 4294 / 960 | Оценка: 3.73 / 3.55 | Длительность: 06:38:00
Специальности: Фотограф
Лекция 2:

Ключевые понятия цифровой фотографии. Работа с камерой. Передача изображения из камеры в компьютер

< Лекция 1 || Лекция 2: 123 || Лекция 3 >

Глубина резкости объектива

Не все объекты в выбранном вами кадре находятся на одинаковом расстоянии от камеры. Например, если предметы, расположенные на расстоянии от 5 до 10 метров от объектива, находятся в фокусе, то говорят, что глубина резкости равняется пяти метрам.

Новый термин

Глубина резкости - диапазон расстояний, в котором объекты съемки остаются резкими - рис. 2.1.

В кадре протяженный объект резкий не везде

увеличить изображение
Рис. 2.1. В кадре протяженный объект резкий не везде

Чем ближе камера находится к объекту, тем глубина резкости меньше. Отсюда необходимость использования не штатного, а макрообъектива. Глубина резкости тем больше, чем меньше значение диафрагмы. Снимите две фотографии: с диафрагмой f/2 и значением диафрагмы f/32. В первом случае объект съемки будет четко выделен на нерезком (размытом) фоне. Во втором - объект съемки будет резким, а фон четок и проработан. Этот прием профессиональные фотографы часто (намеренно уменьшая глубину резкости) используют для того, чтобы размыть фон и выделить главный объект съемки. Т.е. это позволяет выделить главный объект съемки, а фон станет более мягким... ( рис. 2.2).

Пример размытого (мягкого) фона

Рис. 2.2. Пример размытого (мягкого) фона

Поговорим о выдержке и диафрагме

Знание принципов экспозиции нужно для того, чтобы фотографии имели ту яркость, которую нам хочется. Проще говоря, ночное небо на снимке должно быть чёрным, белый снег - белым. А вот на цвет полученного снимка экспозиция никак не влияет. За это отвечает функция определения баланса белого, встроенная в вашу камеру. Итак, экспозицией называется количество света, воздействующего на матрицу, за время съемки. При этом интенсивность света регулируется величиной диафрагмы, а время освещения - продолжительностью выдержки. Изменением диафрагмы добиваются нужного усиления или ослабления потока света, а также изменения глубины резкости изображения.

Новый термин

Диафрагма объектива - это отверстие, через которое проходит свет и попадает на плёнку или матрицу фотоаппарата ( рис. 2.3).

Иллюстрация, поясняющая термин "диафрагма объектива"

Рис. 2.3. Иллюстрация, поясняющая термин "диафрагма объектива"

Большие численные значения диафрагмы и выдержки всегда означают уменьшение количества света, освещающего матрицу, а любое сочетание выдержки и диафрагмы образует экспозиционную пару (экспопару).

Получить одну и ту же экспозицию можно несколькими способами. Получение одной и той же освещенности (экспозиции) сенсора можно добиться как изменением выдержки (на одну ступень), так и изменением диафрагмы (на одну ступень). Иначе говоря, экспопара с выдержкой 1/30 секунды и диафрагмой f 8 равноценна по экспозиции выдержке 1/60 секунды и диафрагме f 5,6. Процессор цифровой камеры может выставить диафрагму в величину f2.0 и дать выдержку 1/1000сек, а может использовать диафрагму f32 с выдержкой 1/4сек - в обоих случаях экспозиция будет одинаковой и снимки будут иметь одинаковую яркость. На практике цифровая камера в автоматическом режиме все экспопары в режимах "пейзаж", "портрет", "спорт" и др. выбирается по принципу "выдержка не должна допускать смазанности движущегося изображения, а диафрагма отвечает за глубину резкости изображения". Иначе говоря, чем меньше диафрагма объектива, тем больше размыт фон - рис. 2.4.

Диафрагма F16 (слева) и F1,4 (справа) при одной и той же выдержке

Рис. 2.4. Диафрагма F16 (слева) и F1,4 (справа) при одной и той же выдержке

Три вида объективов

Новый термин

Увеличение фокусного расстояния называют зумом (от англ. zoom - приближение). В случае если фокусное расстояние увеличено вдвое, говорят о двукратном зуме. Увеличение фокусного расстояния в 3 раза - это трехкратный зум - и так далее.

По длине фокусного расстояния существуют 3 основных типа объективов: нормальный (штатный) для общих целей (18-105 мм), широкоугольный (17-35мм) и телеобъектив (100-300мм).

Широкоугольный (макрообъектив)

Наличие макрообъектива открывает целый мир мельчайших объектов для фотосъемки, а если вы занимаетесь съемкой рекламных объектов (украшения, еда и т.д.), то этот объектив позволит получить больший уровень детализации по сравнению с обычными объективами. Снимая нормальным (штатным) объективом в ограниченном пространстве (например, в комнате), нужно отойти от объекта съемки подальше, чтобы в кадр вместился большой объект. Если отойти на нужное расстояние мешает стена, то широкоугольный объектив решит эту проблему. Другая ситуация. Нужно захватить в кадр всю церковь, а отойти мешает проезжая часть улицы. Подобных ситуаций довольно много ( рис. 2.5).

Широкоугольник для Nikon (Nikkor 35 f2)

Рис. 2.5. Широкоугольник для Nikon (Nikkor 35 f2)

Телеобъектив

Телеобъектив позволит вам проводить съемку объектов на большом расстоянии и предоставит небольшую глубину резкости, чтобы сделать ваши объекты резкими. Длиннофокусные объективы применяют для репортажной съемки, для "шпионской съемки" скрытой камерой и для съемок животных в дикой природе, и в некоторых других специальных случаях ( рис. 2.6).

Телевик Nikon AF-S Nikkor 70-300 mm f/ 4.5-5.6 G ED IF VR

Рис. 2.6. Телевик Nikon AF-S Nikkor 70-300 mm f/ 4.5-5.6 G ED IF VR
Несколько советов

Нужно беречь объектив от загрязнений. Пыль и соринки нельзя пытаться удалить рукой. Их нужно сдувать при помощи груши (или детской клизмы). Нельзя сдувать пыль с объектива: в вашем выдохе содержатся частички слюны, которыми вы можете загрязнить линзу еще больше. В магазинах фотопринадлежностей продаются салфетки и специальная бумага, заранее пропитанные специальной жидкостью для чистки объектива.

< Лекция 1 || Лекция 2: 123 || Лекция 3 >
Александр Санчиров
Александр Санчиров
Россия, Москва
Павел Счетчиков
Павел Счетчиков
Россия, Казань