Опубликован: 26.01.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 3375 / 482 | Оценка: 4.51 / 4.26 | Длительность: 12:37:00
Лекция 7:

Многошаговые процедуры создания сложных масок

< Лекция 6 || Лекция 7: 123 || Лекция 8 >
Аннотация: Программа располагает развитыми средствами построения выделений, но часто возникают ситуации, когда даже такого богатого арсенала оказывается недостаточно, для создания точной пометки, или использование штатных средств занимает очень много времени. В этом разделе рассматриваются техники создания сложных пометок, основанные на различных обходных путях и вспомогательных приемах.

Создание пометки при помощи инструмента Background Eraser

Инструмент Background Eraser (Фоновый ластик) предназначен для удаления пикселов фона. Это штатное назначение специализированное средство впервые появилось в пятой версии пакета Photoshop. Новинка оказалась удачной - это экономично реализованное средство естественно вписалось в состав инструментов программы и получило признание пользователей.

Основные положения

Действие инструмента представляет собой сочетание эффектов волшебной палочки и обычного ластика. Он удаляет все пикселы, расположенные под кистью и попадающие в некоторую окрестность пробной точки. Пробной точкой служит центр кисти; он изображается в виде крестика. Размер окрестности зависит от заданного значения допуска.

Если обрабатывается изображение, сведенное на один слой, то инструмент оставляет после себя прозрачные пикселы, которые по умолчанию отображаются в программе в виде шахматного узора белых и серых квадратиков. Стирание на многослойном изображении открывает пикселы слоя, расположенного ниже активного.

Во многих ситуациях, когда не срабатывает стандартная техника пометки или работа со штатными инструментами выделения сопряжена с большими затратами, этот инструмент может дать простое решение.

 Настройки инструмента Background Eraser

Рис. 7.1. Настройки инструмента Background Eraser

Кнопка вызова инструмента расположена в средней части левого ряда панели инструментов. Для быстрого выбора достаточно несколько раз подряд нажать Shift+E. Все настроечные параметры инструмента Background Eraser представлены на панели свойств (рис. 7.1).

Рассмотрим их:

  1. Brush (Кисть). Список, из которого можно выбрать кисть подходящего размера, формы и жесткости.
  2. Sampling: continuous (Непрерывная выборка). Выбирает непрерывный режим отбора проб. В этом случае эталонный цвет снимается с точек изображения, которые заметаются мышкой.
  3. Sampling: once (Однократно). В качестве эталонной выбирается точка первого щелчка инструментом.
  4. Sampling: background swatch (Выборка по фоновому цвету). Эталонным считается текущий фоновый цвет.
  5. Limits (Ограничения). Список служит для выбора одного из способов формирования окрестности пробной точки. Программа предлагает три различных варианта Режим Contiguous (Смежные пикселы) выбирает для удаления все соседние точки пробного пиксела, попадающие в заданный цветовой диапазон. В режиме Discontiguous (Все пикселы) в искомую окрестность включаются все пикселы заданного цветового диапазона, в том числе и несмежные с пробной точкой. В этом режиме инструмент Background Eraser удаляет больше точек, нежели в первом. В режиме Find Edges (Выделение краев) удаляются смежные области, построенные по образцу захваченного цвета, но при этом выполняются специальные действия по сохранению резкости границ изображения переднего плана. Это часто приводит к появлению на краях объектов ореолов, состоящих из захваченных фоновых точек.
  6. Tole rance (Допуск). Числовое поле, при помощи которого задается степень близости удаляемых пикселей. Чем выше значение допуска, тем больший диапазон цветов, заметаемых кистью, будет удален.
  7. Protect Foreground Color (Сохранить цвет переднего плана). Переключатель обеспечивает сохранение на активном слое точек, окрашенных основным рисующим цветом (цветом переднего плана).

Использование инструмента Background Eraser

Пусть требуется отделить от фона изображение мишки (рис. 7.2).

Беглый осмотр оригинала позволяет сделать вывод о том, что в данной ситуации применение любого геометрического инструмента выделения - это заведомо бесперспективное дело. Потребуется несколько часов кропотливой работы для того, чтобы при помощи инструмента Lasso или кисточкой в режиме быстрой маски точно обрисовать все шерстинки животного. Инструмент Background Eraser позволяет решить эту задачу более эффективно.

Рассмотрим основные операции процедуры:

  1. Пусть изображение загружено в программу. Сначала нужно создать дубликат основного слоя. Программа располагает несколькими различными средствами для решения этой задачи. Например, можно по нажатию клавиши F7 вывести на экран палитру Layers (Слои) и перетащить слой на пиктограмму Create New Layer (Создать новый слой). Самый оперативный способ дублирования слоев - это сочетание клавиш Ctrl+J. По умолчанию новый слой получит название Layer 1 и станет активным.

     Пример для демонстрации инструмента Background Eraser

    Рис. 7.2. Пример для демонстрации инструмента Background Eraser
  2. Отключим видимость нижнего фонового слоя. Для этого достаточно щелкнуть по пиктограмме с изображением глаза, расположенной слева от слоя в палитре Layers. Активным должен остаться верхний слой. Признаком активности является синяя подсветка слоя в палитре.
  3. Активизировать инструмент Background Eraser. Для этого надо, удерживая Shift, несколько раз нажать клавишу E или воспользоваться соответствующей кнопкой панели инструментов. В программе он изображается в виде ластика с ножницами.
  4. Задать значения настроечных параметров инструмента. Эта задача не может иметь единственного решения. Оптимальное сочетание настроек подбирается опытным путем. Для данного примера целесообразно выбрать режимы Contiguous (Смежные пикселы) и Once (Однократно). Первый позволяет удалять только смежные с пробной точки фона, второй - фиксирует пробную точку той позицией, где сделан первый щелчок. Это, в сочетании с небольшим значением допуска, гарантирует наиболее безопасный вариант удаления. Установить значение допуска, равное примерно 10 процентам. Выбрать кисть небольшого размера с мягкими краями. Габариты кисти должны быть сравнимы с размерами обрабатываемых деталей. В нашем случае была выбрана мягкая кисть с диаметром 9.
  5. Комбинируя щелчки и перемещения ластика создать вокруг изображения медведя "зону отчуждения". Примерный вид такой области разделения показан на рис. 7.3. Работу следует проводить при достаточном увеличении картинки. Масштаб, равный 200 процентам, позволит ясно различить области фона и отдельные шерстинки. Щелчок ластиком указывает программе удаляемую точку фона. На основе заданного допуска программа находит все подобные точки фона и удаляет их. Каждое такое действие делает окрестность пробной точки прозрачной. Даже самая тщательная работа с ластиком и выбор наиболее "осторожных установок" этого инструмента не может гарантировать отсутствие ошибок. Для отката на несколько шагов можно использовать удобное сочетание клавиш Ctrl+Alt+Z. Поскольку работа ведется на дубликате фонового слоя, то нет опасности совершить непоправимую ошибку.

     Зона отчуждения, созданная фоновым ластиком

    Рис. 7.3. Зона отчуждения, созданная фоновым ластиком
  6. После того как создана "пограничная область", требуется распространить ее на все пространство фона, до границ изображения включительно. Эту часть работы проще всего выполнить при помощи инструмента Polygonal Lasso (Прямолинейное лассо). Это разновидность лассо, которая рисует ломаные линии. Данное обстоятельство упрощает трассировку границы, поскольку инструмент требует только установки опорной точки при изменении направления.
  7. Приведем границу выделения по прозрачной полосе, как показано на рис. 7.4. В этой области граница может располагаться довольно свободно, важно только чтобы она не пересекала закрашенные области.

     Трасса полигонального лассо

    Рис. 7.4. Трасса полигонального лассо
  8. Удалим все выделенные точки верхнего слоя. Задачу проще все решает нажатие клавиши Del (рис. 7.5).

     Удаление фоновых точек

    Рис. 7.5. Удаление фоновых точек
  9. После этой операции на границе изображения может остаться полоска, состоящая из пикселов фона. Для ее удаления следует применить команду Layer => Matting => Defringe (Слой => Обработка краев => Убрать бахрому). Эта команда маскирует захваченные пикселы фона путем их перекрашивания в цвет ближайшей базовой точки. Размер обрабатываемой пограничной области задается в пикселах. Одного или двух пикселов будет достаточно для большинства случаев.

Эта операция завершает создание искомого выделения. Чтобы получить его в явном виде, когда граница помеченной и маскированной областей представляется в виде мерцающего пунктира, который пользователи Photoshop окрестили "марширующими муравьями", достаточно, удерживая клавишу Ctrl, щелкнуть по верхнему слою (по имени Layer 1) в палитре слоев. В результате будут помечены все непрозрачные точки активного слоя, т.е. изображение медведя.

Использование каналов

Введение

Каналом называется представление растрового изображения в градациях отдельной цветовой координаты. Любая картинка в Photoshop представляет собой композицию некоторых базовых тонов - цветовых координат, набор которых зависит от выбранной хроматической модели. Это утверждение справедливо для всех способов представления растровых образов, за исключением модели Indexed Color (Индексированные цвета). Модель Bitmap (Битовый формат) описывается одним каналом с глубиной цвета, равной одному биту, но к этому способу представления графических данных обычно не применяют этот термин.

Самой известной цветовой моделью является RGB, где различные оттенки получаются в результате смешения красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue) тонов разной интенсивности. Можно сказать, что в этой модели изображение состоит из трех каналов. В модели CMYK - четыре канала. Любая картинка в градациях серого Grayscale имеет всего один канал. Кроме основных каналов, без которых невозможно отображение растрового образа, могут создаваться и дополнительные, называемые иногда альфа-каналами. Обычно в этой форме хранят сложные маски. Быстрая маска также хранится во отдельном временном канале.

Каким образом каналы кодируют цвет? Правила очень простые. Цвет получается в результате взаимодействия нескольких цветовых координат. Вклад или интенсивность каждой координаты описывается соответствующим каналом. Чем светлее точка канала, тем сильнее влияние цвета в данном месте изображения. Так черные точки каналов свидетельствуют об отсутствии хроматической координаты, белые точки говорят о ее максимальной интенсивности.

На рис. 7.6 показаны цветная фотография горного пейзажа, записанная в системе RGB, а на рис. 7.7 -полутоновые изображения трех каналов этой картинки.

 Фотография горного пейзажа

Рис. 7.6. Фотография горного пейзажа

Каналы представлены в последовательности, совпадающей с порядком букв в названии цветовой модели: слева красный (Red), в центре зеленый (Green), справа голубой (Blue) (см. рис. 7.7).

 Каналы изображения

увеличить изображение
Рис. 7.7. Каналы изображения

Все побывавшие в горах знают, что на большой высоте очень ясное небо высокой, почти предельной, голубизны и очень белый снег. А тот, кто не бывал, может убедиться в этом по состоянию цветовых каналов. Синее небо должно иметь высокий вклад цветовой координаты Blue. Действительно, в области неба третий канал близок к белому, что свидетельствует о высокой яркости синего цвета. Чтобы получить белый цвет следует сложить все три координаты в равных пропорциях. Состояние каналов подтверждает и этот вывод. Все они имеют одинаковую яркость в тех местах, где на фотографии лежит снег. Это особенно заметно по снеговому склону правой горы.

Для обработки каналов в редакторе используется специальная палитра Channels (Каналы), показанная на рис. 7.8. Вызов этой палитры выполняется по команде Window => Channels. Правила обращения с ней ничем не отличаются от палитры Layers. Для быстрого выбора отдельных каналов служат удобные клавиатурные сочетания Ctrl+#, где символ решетки означает номер канала. Например, чтобы сделать активным канал Green в системе RGB достаточно нажать Ctrl+4.

 Палитра Channels

Рис. 7.8. Палитра Channels

Традиционно каналы рассматриваются ретушерами как мощное средство цветовой коррекции. Действительно, меняя яркость или контрастность отдельных цветовых координат, можно выполнить глубокую настройку цветовой гаммы растровой картинки. Намного реже они используются как средство создания сложных выделений. В некоторых случаях отдельные каналы могут содержать больше информации, пригодной для построения требуемого выделения, чем полноцветное представление растрового изображения.

< Лекция 6 || Лекция 7: 123 || Лекция 8 >
Карина Полуэктова
Карина Полуэктова

В курсе "Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop" отсутствуют рисунки к лекции 1 (к следующим, думаю, тоже), виден только номер рисунка и значок. В связи с чем это может быть? Программа просмотра установлена. Ведь рисунки в данном курсе важны для представления информации. Кроме того, ссылка "Скачать материалы курса можно здесь" не работает.