Опубликован: 30.03.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 3878 / 706 | Оценка: 4.13 / 3.87 | Длительность: 20:46:00
Специальности: Социолог
Лекция 18:

История социологии

Аннотация: Цель лекции: раскрыть процесс становления и развития социологической науки, её предысторию и социально-философские предпосылки, основные этапы, научные школы., парадигмы современной социологии. Изложить специфику и трудности становления российской социологии, концепции основных представителей русской социологической мысли.

Становление социологической науки

Первый этап в становлении социологии можно обозначить как естественнонаучный, поскольку науки о природе, прежде всего, физика и биология оказали заметное влияние на новую науку. К этому этапу относятся теории О. Конта, Г. Спенсера, концепция социал-дарвинизма.

Французский философ-позитивист О. Конт (1798-1857) признается одним из основателей социологии. Именно он дал первоначальное название новой науке – социальная физика, а затем – социология (буквальный перевод – учение о состоящих в обществе). Отличительной особенностью позитивизма является признание им единственным источником истинного, положительного (позитивного) знания данных конкретных (эмпирических наук). Позитивист О. Конт провозгласил создание принципиально новой "неметафизической", "позитивной" науки об обществе, построенной по аналогии с естественными науками. Он верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в позитивную науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества.

О. Конт разделил социологию на социальную статику и социальную динамику. Он считал, что фундаментальные законы общества остаются постоянными, а предмет социологии – перемены в социальной системе. Развитие общества предстает как проявление закона трех стадий: теологической, метафизической и позитивной.

Теологическая (фиктивная) стадия в развитии общества продолжалась в Европе, по Конту, до 1300 года. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил. Теологическое сознание (монотеизм) способствовало созданию гармоничного социального порядка и консервативных социальных институтов. Со временем догматическая система теологических представлений становится тормозом прогресса. Теологической стадии соответствует военное господство.

Метафизическая (абстрактная) или философская стадия охватывает период с 1300 по 1800 год. Идеологической основой этого периода становится метафизический способ объяснения. Суть его – в абстрактном истолковании сущности вещей и явлений. Эмпирически наблюдаемые данные отвергаются. Метафизической стадии соответствует феодальное господство.

Новая интегрирующая идеология появляется по мере развития научного (позитивного) знания. Позитивная эпоха начинается с 1800 года. Социология становится теоретической основой всех общественных наук. Именно на этой стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой – познание не только фактов, но и законов. Итак, 3 стадия – научная стадия, которая рассматривается как прогрессивное состояние познания. Социология как позитивная наука должна в будущем представлять собой познание, которое способствует развитию человечества по направлению к позитивному состоянию. Позитивной стадии соответствует промышленная цивилизация.

Основные труды О. Конта: "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики". Положительным (позитивным) знанием, на котором и должна основываться любая наука, является лишь то знание, которое выводится методами наблюдения, эксперимента, сравнения.Другие знания, не выводимые этими методами, являются спекулятивными. Данный принцип, утвердившийся в философии и социальных науках, получил название позитивизма.

Органическая школа – направление в социологии, рассматривающее общество как аналог природного организма. Социальная жизнь объяснялась посредством биологических закономерностей.

Г. Спенсер (1820 – 1903) – английский философ и социолог. Главный труд: "Основания социологии".

Эволюционно – организмическая концепция Г. Спенсера сформировалась под влиянием достижением естественных наук. Он защищал принципы индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счет лучших.

"Эволюция есть интеграция вещества, в течение которого оно переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности (20, с. 237).

По Спенсеру, социология возможна потому, что общество – часть природы. История не является продуктом сознательного творчества социальных групп или личности. Напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получить естественное обоснование в законах социальной эволюции. Повседневные поступки людей отличаются статистической регулярностью.

Задача социологии, по Спенсеру, изучение массовых, типичных явлений, социальных фактов. Они раскрывают действие всеобщих законов эволюции. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.

Спенсер был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы. Он сформулировал закон равной свободы: человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода ограничивается не государственным принуждением, а свободой другого человека. Расширение полномочий государства потому и опасно, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в социальном организме.

Следует заметить, что Спенсер никогда не придерживался крайних биологизаторских трактовок социальных явлений. Так, он отмечал, что в отличие от биологического организма элементы общества рассеяны в пространстве и обладают большей автономией. В биологическом организме часть служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.

Социальный прогресс Спенсер понимал как переход от механического принуждения и механической солидарности, основанной на территориальном соседстве (тип военного общества) к органическому объединению на основе общности интересов (промышленное общество). Черты военного общества: единая идеология, высокий уровень религиозности, господство военной касты, доминирование коллективных целей, иерархия управления и система принуждения, подчинение индивида государству, наследование власти. Черты промышленного общества: децентрализация управления, самоорганизация, охрана прав человека, распространение неформальных объединений граждан, позитивное управление, плюрализм, восприимчивость к инновациям.

Социал-дарвинизм – направление в социологии, которое сводило законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, наследственности. Любое социальное явление не должно противоречить естественнонаучным законам, управляющим человеческой природой. Представители данного течения – австрийские ученые Л.Гумплович (1838-1909), Г. Ратценхофер (1842-1904) – внесли вклад в развитие концепции социального конфликта. Вместе с тем, они попытались обосновать тиранию и агрессию. Как следствие биопсихического редукционизма – апологетика войны и насилия.

Американский социолог У.Самнер (1840-1910) обосновал автоматический характер общественной эволюции, стихийную природу всех социальных процессов. По его мнению, социальное неравенство – неотъемлемая, естественная черта любого общества, условие его прогресса и процветания. Самнер ввел понятие этноцентризма – оценка окружающего мира сквозь призму представлений своей социальной группы. Собственная социальная группа – центр всего, а все остальные ранжируются и оцениваются по отношению к ней.

А. Смолл (США, 1854-1926) обосновал положение о том, что социология в ее прикладном аспекте может и должна выступить в качестве эффективного компонента социальной технологии, направленной на гармонизацию социальных структур и отношений.

В целом социал-дарвинисты осуществили попытки сочетать историко-эволюционный подход к обществу со структурно-функциональным.

Второй этап в становлении социологии – психологический. Психологическая школа в социологии основывалась на позициях психологического редукционизма, т.е. допускала возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию психических факторов. Французские социологи Г. Лебон и Г. Тард стали родоначальниками новой науки – социальной психологии.

Г. Лебон (1841-1931) – один из основателей теории психологии народов и группового поведения. По его мнению, каждый народ обладает устойчивым душевным строением, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства.

По мнению Лебона, в конце Х1Х – начале ХХ века началась эра толпы, которая "…формирует единый организм, который оказывается под влиянием закона ментального единства толпы; чувства и мысли, составляющих толпу людей, ориентированы в одном и том же направлении". Как составная часть толпы, человек опускается на несколько ступеней вниз по шкале цивилизации (23, с. 115). Неблагоприятный прогноз возможной победы коммунистов связан именно с тем, что они в своих действиях опирались именно на массы, включенные в толпу. Восстание толпы – это во многом взрыв эмоций и настроений, носящих недолговечный характер.

Лебон обосновал консервативно-охранительную сущность массовой психологии. Революционные порывы, которые приводят к восстаниям толпы, иссякают по мере осуществления деструктивных действий, и тогда верх начинает брать консервативно-охранительное начало. По Лебону, любой разрушительный, ниспровергающий порыв оборачивается тягой к реставрации старых порядков. Погромы и грабежи приводят к анархии, за которой неизбежно следует диктатура новой правящей касты – коммунистических вождей.

Следует отметить, что неприятие социализма и демократических движений несло у Лебона отпечаток субъективизма.

Французский социолог Г. Тард (1843-1904) первым разработал теорию психологии масс, развитую в дальнейшем Г. Лебоном. Универсальными социологическими законами Тард считал законы подражания. Благодаря подражанию в форме традиций, обычаев, моды осуществляется внедрение открытий и изобретений в жизни общества. Тард внес вклад в исследование такого сложного социального явления как мода. При анализе моды ценность современности он соотносил с ценностью универсальности. Он писал: "Эпохи, в которые господствует девиз "что ново, то и хорошо", являются существенно экстерриториальными. С другой стороны, эпохи, придерживающиеся правила "что старо, то и хорошо", живут жизнью внутреннею, замкнутою" (21, с. 243-244.).

В. Парето (1848-1923) – итальянский социолог-позитивист – предложил логико-экспериментальный метод исследования. Социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия, астрономия. Все социальные действия Парето разделил на логические и нелогические, подчеркивал решающую роль иррациональных сил, что было связано с кризисом рационалистической модели человека.

В теории элит Парето прослеживается тенденция игнорировать различия между социальным и индивидуальным неравенством. Социальное неравенство объясняется, по сути, индивидуальным неравенством. Эта теория объясняла "право" элиты осуществлять политическую власть тем, что она якобы состоит из людей с особыми психическими качествами. Парето обошел своим вниманием экономические, политические факторы, то обстоятельство, что индивиды вступают в борьбу с разных стартовых позиций, обусловленных их социальным статусом. Игнорировал он и относительность элитарных качеств и их тесную связь с определенными социальными системами: каждый социум вырабатывает специфические критерии оценки этих качеств.

Вместе с тем, сама идея о взаимосвязи индивидуальных качеств личности (группы) с социальным статусом, была подтверждена в конце ХХ века в соционике, (теория информационного метаболизма), которая на более высоком методологическом уровне обнаружила корреляцию между социальными достижениями и типом интеллекта (интегральным типом общности, В.В. Гуленко).

Л. Уорд (1841-1913) – первый президент Американской социологической ассоциации. В книге "Динамическая социология" (1891) отстаивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Желание быть счастливым – основной стимул всех общественных движений. По Уорду, основа всех действий личности, первоначальная социальная сила – желание.

Ф. Гиддингс – основатель первой в США кафедры социологии (1894) в Колумбийском университете. Главные факторы эволюции он разделял на объективно-природные и субъективно-психологические. Причем последние приобретают не столько личностный, сколько групповой характер как "сознание рода", которое и предопределяет поведение индивидов. В ХХ веке появились концепции социального характера (Э. Фромм, Д. Рисмен) и интегрального социотипа (А. Букалов, В. Гуленко), которые развили и конкретизировали идеи психологического эволюционизма в социологии.

Третий этап в становлении – завершающий – это собственно социологический этап. Он приходится на конец Х1Х – начало ХХ вв. и характеризуется поиском собственно социологических подходов, принципов, законов и отрицанием натурализма и психологизма. Выделим основные концепции социологической школы, связанные с именами Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Тенниса.

Э. Дюркгейм (Франция, 1858-1917) – автор концепции социологизма. Основные труды: "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897). В 1896 году он возглавил первую кафедру социологии во Франции.

В социально-философской концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях социальной жизни. Соотношение социологии и философии в понимании Дюркгейма выражалось, с одной стороны, в требовании отделения социологии от философии, а с другой – нахождения новых видов связей между ними. Отпочковавшись от идеалистической метафизики, социология получит возможность заняться своими собственными проблемами – социальной реальностью, как таковой (11, с. 113).

Э. Дюркгейм отвергал психологизм индивидуалистического толка и проводил четкое разделение между индивидуальным и групповым сознанием. Общество, по Дюркгейму, есть совокупность социальных фактов. Главный признак социального факта – принудительный характер, т.е. способность оказывать на индивида внешние давления. Другой признак – объективное существование факта. Это групповые представления или факты коллективного сознания, которые и производят социальные факты.

М. Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, основатель понимающей социологии и теории социального действия. Понимание основано, по Веберу, на исследовании типов (примеры – демократия, капитализм, рынок, церковь). Идеальный тип – теоретическая модель, позволяющая выделить основные черты социального явления.

Предметом социологии Вебер считал социальное действие, субъектом которого могут быть лишь отдельные индивиды. В основе его типологии социального действия лежит степень рациональности (расчетливости, разумности) действий. Идеальные типы Вебера – это мыслительные конструкции, возникающие в голове исследователя. Высшим типом социального действия он считал целерациональное действие, другие типы – ценностнорациональное, аффективное, традиционное действие. В основе типологии Вебера лежит один признак – характер рациональности мотивации поведения. Однако рациональность – не единственный критерий характеристики мотивации, а мотивация, в свою очередь, не является единственный причиной действий людей. В теории Вебера личность предстает как автономный, свободный, независимый в своих действиях индивид. Теоретическое подтверждение концепция М. Вебера получила в типологии личности К.Г. Юнга. Вместе с тем, теория интертипных отношений А. Аугустинавичюте (соционика) показала, что на поведение личности влияет не только ее внутренняя мотивация, но и межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения.

Дальнейшее развитие типологии социального действия в социологической науке и ее частичное подтверждение в соционической парадигме доказывает жизнеспособность концепции М. Вебера.

К. Маркс (1818-1883) – крупнейший социолог Х1Х века, который совместно с Ф. Энгельсом разработал концепцию общественно-экономической формации. Согласно К. Марксу, структуру общества можно обозначить понятиями "базис" и "надстройка". В основе общественного устройства находятся экономические, производственные отношения (базис). Над ними возвышаются политические, социальные и духовные отношения (надстройка). Развитие общества, в конечном счете, обусловлено изменениями в базисе, которые определяют изменения и в надстройке. В то же время, подчеркивал Маркс, надстройка сама активно влияет на базис. Достоинством марксисткой концепции структуры общества можно считать то, что в ней в целом содержится представление и о горизонтальном (функциональном) и о вертикальном (иерархическом) строении социума. Экономические отношения определяют содержание надстроечных отношений, последние также проявляют активность, выполняя специфические функции (16, с. 402).

Маркс предложил, таким образом, экономическую типологию обществ, выделив фундаментальный признак – способ производства. Пять типов способа производства – первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический – определяют соответственно и типы обществ (общественно-экономической формации). Обнаружив, что в большинстве восточных стран не встречается в чистом виде ни рабовладельческого, ни феодального, ни капиталистического способа производства, Маркс ввел еще одно понятие – азиатский способ производства.

Формальная социология. В. Дильтей (1833-1911). Основной труд – "Введение в науки о духе" (1883). Он занимался выработкой специфических средств познания гуманитарных и социальных наук (наук о духе). Здесь нет абсолютного разделения субъекта и объекта, личности и общества. По мнению Дельтея, в отличие от естественных наук, социальные дисциплины должны не объяснять, а понимать социальные явления. Понимание основано на постижении мотивов человеческой деятельности. Структура общества – порождение индивидуальных различий.

Г. Зиммель (1858-1918) – еще один представитель немецкой формальной социологии. По его мнению, общая (чистая или формальная) социология выполняет по отношению к прочим общественным наукам методологическую функцию, становясь теорией познания частных социальных наук (политологии, экономики, социальной психологии, права, культурологии).

Предмет социологии, в понимании Зиммеля – социальные отношения. Он преодолел статическое воззрение на общество, привлек внимание к микропроцессам. Так, значительный вклад Зиммель внес в теоретическое осмысление моды. Функционирование моды он объяснял социальной конкуренцией между высшими и низшими классами. Высшие классы в условиях классового строя не могут (как в традиционном обществе) политико-правовыми методами регламентировать социально-культурную дистанцию. Не могут, например, запретить одеваться другим так же, как представителям знати. Поэтому они стремятся посредством внешних признаков – определенных культурных стандартов – продемонстрировать свое отличие от низших. Представители социальных низов стремятся к достижению более высокого социального статуса. Наряду с другими рычагами мобильности они овладевают культурными стандартами высших классов и таким образом сокращают социальную дистанцию. Представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами и т.д. Итак, Зиммель объясняет функционирование моды в обществе эффектом "просачивания" культурных стандартов сверху вниз.

Другое достижение Зиммеля – исследование социального типа. Исторический процесс развивается в сторону усиления индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных характеристик. Немецкий социолог предложил трехзвенную классификацию социальных форм: социальные процессы (моды) – социальные типы - модели развития.

Зиммель разработал теорию социальной дифференциации. Направленность общественного развития он описывал в понятиях индивидуализации и функционализации. Развитие интеллекта идет, по его концепции, одновременно с возникновением и развитием денежного хозяйства. Деньги, как и интеллект, развиваются параллельно росту свободы и нарастающей индивидуализации членов социальных групп (благодаря разделению труда).

Общественная культура развивается, а индивидуальная культура упрощается. Причины, по Зиммелю: разделение труда, отчуждение работника от орудий труда как несоответствие объективной и субъективной культуры.

Основной социологический труд Зиммеля – "Философия денег" (1890).

Ф. Теннис (1855-1936). Основная работа – "Общность и общество". В ней он определил содержание данных понятий, придав им статус базисных категорий социологии. В обществе, по его мнению, реализуется два основных типа воли: воля естественная (инстинктивная) и воля рассудочная. Естественная воля порождает общность, рассудочная – общество.

Итак, парадигма социологизма базируется на признании определяющей роли социальных факторов и их доминировании над биофизическими и психологическими факторами в развитии социума. Предмет социологии раскрывается категориальным аппаратом: социальные отношения, социальные действия, социальные типы, социальные общности, социально-экономические отношения, социальные факты.

Ключевые термины:

Позитивизм теологическая, метафизическая и позитивная стадии натурализм психологизм социологизм социал-дарвинизм социальные факты социальные действия социальные отношения социальные типы.

Александр Ефишев
Александр Ефишев
Анна Антохина
Анна Антохина

У меня в вузе будет дисцплина "социология".Сейчас я прохожу этот курс на интуите.Могу ли я предъявить сертификат в своём вузе для того,чтобы мне закрыли хотя бы часть часов по этой дисциплине?

Долф Гаткевич
Долф Гаткевич
Россия
Узи Баромов
Узи Баромов
Россия