Опубликован: 30.03.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 3893 / 712 | Оценка: 4.13 / 3.87 | Длительность: 20:46:00
Специальности: Социолог
Лекция 12:

Социология личности

< Лекция 11 || Лекция 12 || Лекция 13 >
Аннотация: Цель лекции: показать специфику социологического изучения личности, практическое значение социологии личности, раскрыть содержание понятий социальные и идеальные типы личности, социальные качества личности.

Понятие личности употребляется в различных науках (философии, соционике, социологии, психологии, педагогике, экономике, политологии, культурологии и др.) в контексте специфике задач, решаемых каждой из них. Личность – это общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

Понятие личности, употребленное в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица. В нашей житейской практике мы в понятие личности вкладываем зачастую именно такой смысл ("Вот это личность!"), отказывая тем самым другим быть личностью. Личность не означает лишь выраженность или уникальность психических свойств человека.

Философа интересуют проблемы сущности человека, соотношения в нем социального и биологического, места человека в объективном мире и смысл его жизни. Психолог изучает психические свойства человека, интегрирующее начало, ядро, обеспечивающее единство психических процессов, устойчивость, последовательность его поведения. Социально-психологический подход к проблеме личности заключается в исследовании психических свойств человека, обусловленных фактом его принадлежности к той или иной социальной группе и обществу в целом. Каков же предмет социологии?

Те, кто заполнял социологические анкеты, обратили, очевидно, внимание на напоминание в инструкции об анонимности опроса. Это связано не только с необходимостью обеспечить достоверность ответов. Для социолога фамилия респондента с профессиональной точки зрения не представляет никакой информационной ценности. Социологию интересует не личность отдельно взятых индивидов, а, условно говоря, образ личности, "обобщенный портрет" личности. Иначе говоря, предметом социологии является не социально-индивидуальные, а социально-типические свойства человека. Конкретный, "живой" человек, разумеется, не может быть описан лишь путем выявления типических черт, свойств, без учета его уникальности, неповторимости, и социолог не стремится к такому описанию. Социология изучает не конкретную личность, а то общее, устойчивое, типическое, присущее той или иной совокупности людей. В этом отношении социология "родственна" статистике, поскольку, как и последняя, интересуется средними показателями (средний доход, средняя продолжительность жизни, средний уровень образования и т.д.). Но в отличие от статистики, социология оперирует не только количественными, но и качественными показателями (мотивы, ценностные ориентации, образ и стиль жизни, творчество и т.д.).

Таким образом, предметом социологии являются социальные типы личности. Под этим понимается система качеств личности, характеризующих ее как члена той или иной социальной группы (класса, нации, социально-демографических, социально-территориальных, профессиональных общностей, коллектива, семьи и т.д.), позволяющих осуществлять социальную деятельность в социальных системах. Конечно, качества личности и свойства социальных групп, в которые входит личность, далеко не тождественны. Во-первых, личность является членом не одной, а множества социальных групп. Во-вторых, качества личности всегда разнообразнее, богаче, сложнее.

Социальный тип как категория социальных дисциплин имеет несколько основных смыслов. В первом понимании (традиционно социологическом) под социальным типом подразумевается совокупность качеств, обусловленных принадлежностью к определенной социальной группе. Как известно, человек одновременно входит в несколько групп, а в течении жизненного пути он осуществляет социальную мобильность. Иначе говоря, личность меняет свою социально-типологическую принадлежность. Таким образом, в первом смысле социальный тип - это подвижное, изменчивое, динамичное образование.

Во втором значении социальный тип - это идеальный тип, комплекс устойчивых качеств и свойств личности, который с наибольшей четкостью проявляется в социуме (социотип). Это константа личности, устойчивое ядро природных качеств. Более точное обозначение должно бы звучать так: биопсихосоциотип, ибо речь идет об интегральном единстве интеллектуальных, биогенных, психогенных и социогенных свойств личности. Социотип или тип интеллекта является предметом соционики

В третьем смысле социальный тип означает устойчивую информационную структуру любой группы, организации, научной идеи, политического движения, профессии, идеологии. Каждая группа, организация, идеология имеют устойчивую социально-типологическую характеристику. Тип общности изучают соционическая социология , а также интегральная соционика.

Каждый социотип изначально предназначен для выполнения своей миссии и определенной социальной роли. Наиболее оптимальным для личности и общества является положение, когда человек входит в группу (главный социальный статус), работает в профессиональной сфере и организации, социальный тип которых идентичен, близок или совместим с устойчивым ядром его природных качеств. В этом случае возможна максимальная самореализация личности.

Социальная значимость каждого типа личности неодинакова. Можно выделить 16 основных специализаций в социуме:

  • Генератор идей.
  • Объективный анализ и стремление к справедливости.
  • Практический энтузиазм во внедрении нового.
  • Создание комфорта.
  • Пропаганда идеологии, мобилизация боевого духа
  • Предчувствие будущего, предупреждение окружающих.
  • Организация масс.
  • Контроль и поддержание порядка.
  • Практическая предприимчивость.
  • Критика скрытых дефектов социальных систем.
  • Гибкая политика.
  • Хранение моральных и материальных ценностей.
  • Выявление и реклама способностей и талантов.
  • Милосердие, деятельная доброта.
  • Качественная работа, технологическое совершенство.
  • Создание предметов по законам эстетики и целесообразности.

Логичен следующий вопрос: в чем заключается смысл исследования социальных типов личности? Не лучше ли изучать личность конкретного индивида? За деревьями иногда не виден сам лес. Так же, изучая весь "набор" личностных качеств каждого индивида, мы рискуем оказаться в неведении относительно закономерностей и тенденций развития личности, не выявим существенных сторон в социальных качествах личности, следовательно, не сможем познать и само общество.

Но есть и другая опасность. В общей картине леса исчезают из поля зрения отдельные деревья. То есть мы можем изучить среднестатистическую, усредненную личность (средний уровень образования, зарплаты и т.д.), что в целом не позволит увидеть конкретную личность в социальных системах. Эта опасность будет реальной, если социология будет претендовать на роль науки о науках об обществе и человеке, т.е. подменять собой психологию, социальную психологию, историю и другие науки. Поэтому социологический подход к изучению личности должен быть дополнен данными других наук. Сегодня, в условиях дифференциации и специализации наук необходим комплексный подход к исследованию проблем личности.

Для социолога тип личности представляется в качестве определенной модели, схемы, образа или образца. Эти модели необходимы для описания и классификации различных множеств личностей. Существует два уровня исследования типов личности – теоретический и эмпирический. На уровне теоретического исследования выделяются конкретно-исторические и идеальные типы личности.

Конкретно-исторические социальные типы обозначают систему тех качеств личности, которые обусловлены исторической эпохой, уровнем цивилизации. Так, например, античная личность аккумулирует в себе наиболее общие черты древних эллинов, римлян. На античную личность непохожа средневековая личность, совершенно иным типом является личность эпохи Возрождения. В тоже время внутри каждого исторического типа личности обнаруживаются и свои подтипы (личности раба и рабовладельца, патриция и плебея, крестьянина и феодала, рыцаря и монаха, джентльмена и буржуа), которые прекрасно описаны мировой художественной литературой. В основе типизации личности ее принадлежность (следовательно, усвоение присущих им качеств) различными социальными слоям и группам. Поэтому разновидностями конкретно-исторических типов являются кастовые, сословные, корпоративные, классовые, этнические, профессиональные, социально-демографические (женщины, мужчины, поколения), социально-территориальные (городские и сельские, региональные) и иные типы личности.

Идеальные типы личности строятся на основе сконструированных самим социологом статистических моделей различных показателей социальных качеств людей. Так, идеальные типы могу формироваться путем набора ценностных ориентаций в процессе труда или иной деятельности, мотивов, потребностей, стиля жизни и т.д. Например, социолог может поставить перед собой целью изучить, в какой степени труд является для определенной совокупности людей самоценностью, а в какой степени – средством достижения иных ценностей. Тогда он может выделить два идеальных типа личности – ориентированных на труд как на самоценность или как ценность-средство и при помощи этих моделей исследовать конкретно-исторические типы личности. Понятно, что подобные "рафинированные" типы личности служат лишь инструментом в познавательной деятельности.

В эмпирических исследованиях имеет значение типологизация – группировка испытуемых, сходных с неким "усредненным" образом. Выделение многочисленных характеристик, показателей, черт личности… позволяет построить многомерное пространство ее признаков – "личностное пространство". При этом некоторые авторы рассматривают в качестве типа личности лишь группировки испытуемых с помощью различных приемов классификации. Собственно, в эмпирических исследованиях в социологии и социальной психологии под типом личности понимают сконструированные с помощью определенной методики группы, с признаками которых соотносят показатели обследуемого лица, с тем чтобы отнести его к той или иной категории

Структура личности излагается в большинстве учебников социологии по концепции З.Фрейда, созданной 100 лет назад и являющейся логической неполной. Логически полной является структура личности у К.Г.Юнга, который выделял помимо Эго, Персону, Анимус и Тень – личное сознание, коллективное сознание, коллективное бессознательное и индивидуальное бессознательное. Социомодель личности, развернутую на 8 позиций, впервые построила А.Аугустинавичюте (1978). Структурно-функциональную модель с учетом идей К.Юнга и Т.Парсонса описал В.В.Гуленко (1998). Сегодня научный уровень позволяет отказаться от устаревшей и структурно неполной теории личности З.Фрейда.

Учет элементарных типов личности позволяет продуктивно разрешить противоречие между пониманием личности как автономного индивида, имеющего природные социальные и интеллектуальные качества. Иначе говоря, социоанализ личности позволяет каждому индивиду выполнить роль наиболее адекватную структуре ее социомодели. Следовательно, нужно отказаться от психологических концепций вчерашнего дня и включить в оборот социологической науки достижения новой социальной науки в исследовании личности. Было бы странно, если бы жители 21 века ездили по дорогам в автомобилях первых моделей, созданных в начале 20 века. Социология личности зачастую передвигается на давно устаревших психологических моделях.

Так, З.Фрейд и А.Адлер отрицали разнотипную природу человеческой личности. По этой причине З.Фрейд подверг научному остракизму К.Г.Юнга, изгнав его из своих рядов. Фрейд нивелировал все многообразие типов личности, сведя его к человеку сексуальному. Адлер наделил всех людей комплексом власти как компенсации комплекса неполноценности. Действительно, комплексы неполноценности и сексуальности широко распространены, но это только два типа, а на самом деле набор человеческих типов гораздо обширнее (у Юнга – 8, в типоведении и соционике – 16).

Э. Фромм писал, что не все экономические и социально-политические условия позволяют личности реализовать свою природу, что превращает свободу в невыносимое бремя. Пропасть между "свободной от" и отсутствием возможностей для гуманистической реализации позитивной свободы и индивидуальности привела к установлению тоталитарных режимов . Кстати, тоталитарные режимы обречены на гибель именно потому, что они жестко ориентированы только на 1-2 личностных модели, отличаются негибкостью и низкой адаптивной способностью. В современном обществе плюрализма и многообразия тотальный тип политического управления может одержать победу только в слаборазвитом социуме.

Личность – это система социальных качеств человека, которая позволяет ему действовать как субъекту и объекту социальных отношений. .Социальные качества следует рассматривать в единстве с духовными и интеллектуальными качествами. Так уровень успеваемости учащегося – это и духовное и социальное качество одновременно.

Рассмотрим структуру социальных качеств личности. Фундаментальные качества личности – потребности и способности. Они определяют, что хочет и что может личность в социальных взаимодействиях. Однако важно, чтобы у общества также были возможности и необходимость (общественные способности и общественные потребности).

Целенаправленные, концентрированные способности и потребности мы назовем интересами личности. Интересы личности, вбирающие в себя целенаправленные способности и потребности, образуют личностный потенциал. Побудительные способности и потребности личности называются мотивами. Внешние для личности побуждения называют стимулами. Стимулы могут быть как поощряющими, так и наказывающими.

Личностью человек является тогда, когда у него обнаруживается какое-то устойчивое, внеситуативное качество. В житейском обиходе часто употребляют термин "стержень личности". Способность и потребность строить устойчивую, неизменную линию поведения в социологической литературе называют социальной ориентацией (направленностью) личности. Если мотивы представляют собой необходимое для конкретной ситуации качество личности, то направленность (ориентация) – качество, необходимое для сохранения целостности личности в долговременной перспективе.

Способности и потребности, характеризующие готовность, предрасположенность личности к свершению стандартных действий в стандартных ситуациях, называют установками.

Перечисленные качества личности – потребности, способности, интересы, являются социальными в той мере, в какой они необходимы в процессе взаимодействия с другими индивидами, группами и обществом в целом. Социальные качества личности в своем взаимодействии образуют нечто единое целое, систему. Каждое социальное качество выполняет свою функцию. Социальные потребности, способности и интересы, выполняют функцию личностного потенциала. Социальная ориентация, мотивы и установки выполняют регулятивные функции.

Социальные качества личности можно изобразить и в виде иерархической структуры. Универсальными базовыми социальными качествами, определяющими все другие, являются социальные потребности и способности личности. Социальные интересы также являются базовыми качествами, но производными от потребностей и способностей. Социальные ориентации (направленность), мотивы и установки представляют надстроечные качества личности.

Иерархия социальных качеств личности


Краткие итоги:

  1. Предметом социологии являются социальные типы личности
  2. Тип интеллекта или социотип - это предмет соционики. Социотип – это социальная, а не номинальная реальность.
  3. Идеальные типы личности строятся на основе конструирования статистических моделей
  4. Социальные качества - свойства личности, которые проявляются во всех сферах жизни общества и характеризуют человека как субъекта и объекта социальных отношений
  5. Знание социальных типов, социальных моделей и социотипов личности позволяет менеджеру и политику оперативно принимать стратегические управленческие решения.

Набор для практики

Вопросы:

  1. Что означает понятие личность?
  2. Приводит ли изменение статуса личности к изменению социальных качеств ?
  3. Всегда ли художественные образы дают полные представления о социальных типах личности?
  4. Каково соотношение понятий социальный тип личности и конкретная, реальная личность?
  5. Каково соотношение понятий социальный тип личности и социотип?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

  1. Природа социальных качеств личности
  2. Социобиологический индивид
  3. Структура социальных качеств личности
  4. Соционическая социология личности
  5. Равноценность социальных типов
  6. Социальная модель личности
  7. Социальная типология личности
  8. Идеальные типы М.Вебера
  9. Типы личности К.Г.Юнга
< Лекция 11 || Лекция 12 || Лекция 13 >
Александр Ефишев
Александр Ефишев
Анна Антохина
Анна Антохина

У меня в вузе будет дисцплина "социология".Сейчас я прохожу этот курс на интуите.Могу ли я предъявить сертификат в своём вузе для того,чтобы мне закрыли хотя бы часть часов по этой дисциплине?

Павел Счетчиков
Павел Счетчиков
Россия, Казань
Сергей Харитонов
Сергей Харитонов
Россия, МГУ, 1986