Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Опубликован: 15.11.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 2260 / 433 | Оценка: 4.33 / 3.99 | Длительность: 29:21:00
ISBN: 978-5-9556-0081-9
Лекция 1:

Доверие в сфере электронных коммуникаций

Лекция 1: 12345 || Лекция 2 >
Аннотация: Рассматривается понятие доверия в контексте электронных коммуникаций, приводится характеристика ключевых элементов и механизмов доверия, обсуждаются политики доверия и примеры ассоциаций доверия, вводится понятие инфраструктуры безопасности, описываются сервисы инфраструктуры безопасности.
Ключевые слова: слово, доверие, значение, безопасность, ущерб, предсказуемость, неопределенность, информация, качество товаров, Продавец, опыт, логотип, связь, ПО, сайт, деловая репутация, фальсификация, покупатель, персональные данные, товар, анализ уязвимостей, депонирование, политики доверия, непрерывность доверия, политика конфиденциальности, ассоциации доверия, оценка безопасности, bureau, печать, BBB, assessment, CISA, certify, CISSP, common criteria, GIAC, assured, housekeeping, пользователь, функция контроля, ассоциация, поддержка, инфраструктура безопасности, инфраструктура, базис, компьютерные сети, обмен данными, оценка уязвимостей, проверка документа, подозрительная активность, универсальность, модуль, приложение, доступ, сервис безопасности, атака воспроизведения, replay attack, аутентичность, защищенная регистрация, сильная аутентификация, слабое звено, SSO, однократная регистрация, прозрачность инфраструктуры, функциональная совместимость, стандартное решение

Понятие доверия

Новым популярным словом двадцать первого века стало слово "доверие". Доверие затрагивает многие стороны жизни людей, начиная от экономической, финансовой, деловой сфер и заканчивая принятием политических решений. Доверие требуется при приобретении товаров и услуг, открытии счетов в банках, заключении сделок, участии в выборах президента. Поскольку "электронные" отношения становятся все более привычными для миллионов людей - появляются возможности совершать покупки в магазинах электронной торговли, пользоваться системами электронных банковских расчетов, заключать электронные договора и даже участвовать в электронном голосовании при проведении социологических опросов и выборов в органы государственной власти, - значение доверия в сфере электронных коммуникаций неуклонно возрастает.

Очевидно, что невозможно избежать проблем безопасности в сфере электронных коммуникаций, но, в дополнение к технологиям защиты, можно выработать решение, способное уменьшить риск. Это решение также известно как доверие . Доверие в сфере электронных коммуникаций не ограничивается доверием к защищенным компьютерным системам - ведь безопасность компьютерной системы зависит не только от надежной операционной системы, но и от физических средств защиты, от квалификации и надежности персонала и многого другого. Доверие между партнерами напрямую зависит от специфики сферы реализации их деловых отношений. Например, в финансовых приложениях, применяемых для межбанковских расчетов, последствия выхода из строя системы могут быть чрезвычайно серьезны, поэтому степень доверия друг к другу участников электронного взаимодействия должна быть намного выше, чем в приложениях корпоративной электронной почты, где индивидуальный ущерб относительно невелик. Критериями оценки степени доверия к любым компаниям-производителям товаров и услуг одного уровня выступают ключевые элементы доверия: предсказуемость, ресурсы и неопределенность [105].

Предсказуемость, то есть способность поставщика услуг постоянно производить ожидаемый (позитивный) результат, позволяет покупателю услуг не поддерживать все время высокий уровень бдительности. Чем более предсказуем уровень безопасности сервиса и качества услуг онлайнового поставщика, тем легче покупателю их приобрести.

Вообще говоря, обычно никто не заботится о доверии, пока не подвергаются риску ущерба или потери значительные ресурсы (физические или информационные). Чем больше риск, тем выше требования к доверию. Доверие требуется, когда имеется большая неопределенность в возможности проверить операцию или результат. Если вся информация о сторонах и сделках известна, то необходимость в доверии существенно уменьшается, однако для большинства сделок характерна некоторая доля неопределенности, включая неизвестную историю покупателя или продавца, неизвестное качество товаров или услуг и т.п.

Пример 1.1.

Проиллюстрируем концепцию доверия на примере web-сайта электронной торговли. Обычно продавец заботится о двух главных целях бизнеса: новых продажах (продажах новым покупателям) и повторных продажах (продажах тем, кто купил раньше). Один из способов повысить повторные продажи - это создать для покупателей высокий уровень предсказуемости и безопасности сервиса через опыт начальной сделки. Аргументами в пользу предсказуемости и безопасности сервиса могут быть размещенный на странице сайта электронной торговли логотип авторитетной доверенной третьей стороны или, например, символ "замок", который продуцируют системы безопасности, обеспечивающие защищенную связь по протоколу SSL. Логотип доверенной третьей стороны на странице web-сайта может свидетельствовать о том, что сайт прошел объективную проверку и сертифицирован компанией, которой доверяет сообщество производителей и потребителей товаров и услуг в Интернете.

В приведенном примере ресурсы торгового web-сайта складываются из твердых активов (покупаемых товаров и услуг) и деловой репутации (торговой марки и финансового положения продавца и/или качества продаваемых товаров). Для большинства компаний товары и деловая репутация равно важны. Фальсификация товаров приводит к прямым материальным потерям. Компрометация торговой марки и репутации может повлиять на снижение будущих продаж. Наконец, покупатель должен быть уверен, что его персональные данные, в частности, информация кредитной карты, будут обрабатываться с соблюдением правил безопасности. Невозможность визуально следить за совершением сделки, к чему покупатель привык в обычном магазине, означает, что покупатель должен доверять продавцу. Необходимость приобрести товар у неизвестного продавца, то есть проявить слишком большое доверие, может заставить покупателя отказаться от сделки.

Характерной чертой доверия является то, что на его приобретение требуется много времени, а исчезнуть оно может очень быстро. Известно немало примеров, когда из-за причастности к скандалам происходило падение крупных компаний за один день. С другой стороны, если покупатель доверяет, он склонен быть лояльным. Чем ниже степень доверия покупателя, тем ему легче обратиться к другому продавцу. По сути, чтобы сохранить покупателей и увеличить повторные продажи, продавцу важно обеспечить степень доверия к своему бизнесу выше, чем у конкурентов.

Для поддержки концепций доверия в сфере электронных коммуникаций были разработаны специальные технологии (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1. Примеры технологий, поддерживающих концепции доверия
Технология Поддержка ключевых элементов
Анализ уязвимости Снижение количества атак на ресурсы, повышение предсказуемости и уменьшение неопределенности качества услуг
Онлайновые услуги депонирования Обеспечение защиты ресурсов в условиях неопределенности взаимодействия с неизвестной стороной. Достижение предсказуемости на основе истории транзакций депонирования
Контрольные журналы Анализ и фильтрация проблем, снижающих предсказуемость услуг
Межсетевые экраны Защита ресурсов от онлайновых атак

Реализовать доверие намного сложнее, чем просто понять, на чем оно строится. Формирование доверительных отношений в реальной жизни может занимать месяцы, годы и даже десятилетия.

Лекция 1: 12345 || Лекция 2 >
Жанар Каппасова
Жанар Каппасова

было бы удобнее если после вопроса было написано сколько вариантов ответа требуется указать. к примеру один вариант или несколько. прошла тест оказалось что нужно несколько а я ответила по одному на каждый вопрос. как то не удобно. 

Владислав Лагвинович
Владислав Лагвинович

Прошел 5 или 6 тестов по курсу Инфраструктура открытых ключей, а сейчас курс в состоянии не готов. Что случилось?

Артур Гибадуллин
Артур Гибадуллин
Россия, г. Нижневартовск