Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Опубликован: 10.10.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 1324 / 87 | Оценка: 4.36 / 4.18 | Длительность: 14:22:00
Специальности: Программист
Лекция 8:

Алгоритмы сжатия видео

< Лекция 7 || Лекция 8: 1234567
Аннотация: В последней лекции речь пойдет об алгоритмах сжатия видео. Будет дан подробный перечень специфических требований, предъявляемых к этим алгоритмам. В лекции подробно рассмотрен алгоритм сжатия MPEG, от истории его создания до последовательности шагов, выполняемых при сжатии изображения
Ключевые слова: компакт-диск, U-кадры, RGB, кодирование, разность, потоки данных, аудит, число независимости, декодирование, I-MPEG, R-квадрат, wavelet, JPEG, международный стандарт, архивация, компромисс, противоречивость требований, определение требований, аппаратное обеспечение, DVD-ROM, CD-ROM, компьютерные сети, QoS, quality, пропускная способность, мультимедиа, постановка задачи, ISO, move, b-picture, expert, IEC, s-video, audio, универсальный алгоритм, контроллер, вычислительная система, алгоритмическая, CCITT, px64, CCIR, intern, e-consulting, broadcasting, визуализация, контент, JPEG2000, predict, bidirectional, мощность, YUV, плоскость, квантование, обратное преобразование, вектор, метрика, окрестность, motion vector, панорама, аппроксимация, метод перебора, блок данных, параллельная обработка, патент, артефакт, интерполяция, микропроцессор, intel, AMD, кэш, операции, алгоритм, входной, CIFS, QCIF, FPS, компонент, поток, сглаживание, размытие, погрешность, 4CIF, 16CIF, адаптация, деление, чередование, путь, deinterlacer, dolby digital, DTS, animated, extensive, логотип, заставка, текстура, спрайт, BIF, класс объекта, flash, язык моделирования, VRML, размер файла, развертка, канал связи, детализация, трансляция, опыт, layer, DVD, HDTV, устойчивость

Введение

Основной сложностью при работе с видео являются большие объемы дискового пространства, необходимого для хранения даже небольших фрагментов. Причем даже применение современных алгоритмов сжатия не изменяет ситуацию кардинально. При записи на один компакт-диск "в бытовом качестве", на него можно поместить несколько тысяч фотографий, примерно 10 часов музыки и всего полчаса видео. Видео "телевизионного" формата 720х576 пикселов 25 кадров в секунду в системе RGB требует потока данных примерно в 240 Мбит/сек (т.е. 1.8 Гб в минуту). При этом традиционные алгоритмы сжатия изображений, ориентированные на отдельные кадры, не спасают ситуации, поскольку даже при уменьшении потока в 10 раз он составляет достаточно большие величины.

В результате подавляющее большинство сегодняшних алгоритмов сжатия видео являются алгоритмами с потерей данных. При сжатии используется несколько типов избыточности:

  • Когерентность областей изображения - малое изменение цвета изображения в соседних пикселах (свойство, которое эксплуатируют все алгоритмы сжатия изображений с потерями).
  • Избыточность в цветовых плоскостях - используется большая важность яркости изображения для восприятия.
  • Подобие между кадрами - использование того факта, что на скорости 25 кадров в секунду, как правило, соседние кадры изменяются незначительно.

Первые два пункта знакомы вам по алгоритмам сжатия графики. Использование подобия между кадрами в самом простом и наиболее часто используемом случае означает кодирование не самого нового кадра, а его разности с предыдущим кадром. Для видео типа "говорящая голова" (передача новостей, видеотелефоны), большая часть кадра остается неизменной, и даже такой простой метод позволяет значительно уменьшить поток данных. Более сложный метод заключается в нахождении для каждого блока в сжимаемом кадре наименее отличающегося от него блока в кадре, используемом в качестве базового. Далее кодируется разница между этими блоками. Этот метод существенно более ресурсоемкий.

Основные понятия

Определимся с основными понятиями, которые используются при сжатии видео. Видеопоток характеризуется разрешением, частотой кадров и системой представления цветов. Из телевизионных стандартов пришли разрешения в 720х576 и 640х480, и частоты в 25 (стандарты PAL или SECAM ) и 30 (стандарт NTSC ) кадров в секунду. Для низких разрешений существуют специальные названия CIF - Common Interchange Format, равный 352х288 и QCIF - Quartered Common Interchange Format, равный 176х144. Поскольку CIF и QCIF ориентированы на крайне небольшие потоки, то с ними работают на частотах от 5 до 30 кадров в секунду.

Требования приложений к алгоритму

Для алгоритмов сжатия видео характерны большинство тех же требований приложений, которые предъявляются к алгоритмам сжатия графики, однако есть и определенная специфика:

  1. Произвольный доступ - подразумевает возможность найти и показать любой кадр за ограниченное время. Обеспечивается наличием в потоке данных так называемых точек входа - кадров, сжатых независимо (т.е. как обычное статическое изображение). Приемлемым временем поиска произвольного кадра считается 1/2 секунды.
  2. Быстрый поиск вперед/назад - подразумевает быстрый показ кадров, не следующих друг за другом в исходном потоке. Требует наличия дополнительной информации в потоке. Эта возможность активно используется всевозможными проигрывателями.
  3. Показ кадров фильма в обратном направлении. Редко требуется в приложениях. При жестких ограничениях на время показа очередного кадра выполнение этого требования может резко уменьшить степень сжатия.
  4. Аудио-визуальная синхронизация - самое серьезное требование. Данные, необходимые для того, чтобы добиться синхронности аудио и видео дорожек, существенно увеличивают размер фильма. Для видеосистемы это означает, что, если мы не успеваем достать и показать в нужный момент времени некий кадр, то мы должны уметь корректно показать, например, кадр, следующий за ним. Если мы показываем фильм без звука, то можно позволить себе чуть более медленный или более быстрый показ. Во времена сравнительно несовершенного немого кино кадры шли настолько неравномерно, насколько неравномерно крутил ручку камеры оператор. Показ без звука фильма, снятого столь несовершенными методами, воспринимается нормально даже при условии, что частота показываемых кадров постоянна (и герои фильма то передвигаются карикатурно быстро, то медленно). Однако смотреть фильм (например, боевик), в котором видеосистема не успевает за звуком - становится мучением.
  5. Устойчивость к ошибкам - требование, обусловленное тем, что большинство каналов связи ненадежны. Испорченное помехой изображение должно быстро восстанавливаться. Требование достаточно легко удовлетворяется необходимым числом независимых кадров в потоке. При этом также уменьшается степень сжатия, так как на экране 2-3 секунды (50-75 кадров) может быть одно и то же изображение, но мы будем вынуждены нагружать поток независимыми кадрами.
  6. Время кодирования/декодирования. Во многих системах (например, видеотелефонах) общая задержка на кодирование-передачу-декодирование должна составлять не более 150 мс. Кроме того, в приложениях, где необходимо редактирование, нормальная интерактивная работа невозможна, если время реакции системы составляет более 1 секунды.
  7. Редактируемость. Под редактируемостью понимается возможность изменять все кадры так же легко, как если бы они были записаны независимо.
  8. Масштабируемость - простота реализации концепции "видео в окне". Мы должны уметь быстро изменять высоту и ширину изображения в пикселах. Масштабирование способно породить неприятные эффекты в алгоритмах основанных на ДКП (дискретном косинусном преобразовании). Корректно реализовать эту возможность для MPEG на данный момент можно, пожалуй, лишь при достаточно сложных аппаратных реализациях, только тогда алгоритмы масштабирования не будут существенно увеличивать время декодирования. Интересно, что масштабирование достаточно легко осуществляется в так называемых фрактальных алгоритмах. В них, даже при увеличении изображения в несколько раз, оно не распадается на квадраты, т.е. отсутствует эффект "зернистости". Если необходимо уменьшать изображение (что, хоть и редко, но бывает нужно), то с такой задачей хорошо справляются алгоритмы, основанные на wavelet преобразовании (см. описание JPEG-2000).
  9. Небольшая стоимость аппаратной реализации. При разработке хотя бы приблизительно должна оцениваться и учитываться конечная стоимость. Если эта стоимость велика, то даже при использовании алгоритма в международных стандартах, производители будут предлагать свои, более конкурентоспособные, алгоритмы и решения. На практике это требование означает, что алгоритм должен реализовываться небольшим набором микросхем.
Упражнение: Покажите, что требования произвольного доступа, быстрого поиска, показа в обратном направлении, аудио-визуальной синхронизации и устойчивости к ошибкам противоречат условию высокой степени сжатия потока.

Описанные требования к алгоритму противоречивы. Очевидно, что высокая степень сжатия подразумевает архивацию каждого последующего кадра с использованием предыдущего. В то же время требования на аудио-визуальную синхронизацию и произвольный доступ к любому кадру за ограниченное время не дают возможности вытянуть все кадры в цепочку. И, тем не менее, можно попытаться прийти к некоторому компромиссу. Сбалансированная реализация, учитывающая систему противоречивых требований, может достигаться на практике за счет настроек компрессора при сжатии конкретного фильма.

< Лекция 7 || Лекция 8: 1234567
Эльвира Хузина
Эльвира Хузина
Россия
Юрий Белогорохов
Юрий Белогорохов
Россия, Хабаровск